Ведомости,
15 апреля 2002 г.
Обращение Всероссийского союза страховщиков
988 просмотров
Уважаемый Михаил Михайлович!
Всероссийский Союз Страховщиков, отражая интересы национального страхового рынка и основных его участников, выступает за расширение и развитие долгосрочного и взаимовыгодного международного сотрудничества в области развития страховой индустрии. Признавая, что реальные потребности обеспечения страховой защиты имущественных интересов в современных условиях невозможны без международного перераспределения рисков, Всероссийский Союз Страховщиков в качестве генеральной задачи рассматривает проблему равноправного вхождения России в систему мировых связей в области страхования. Вместе с тем, решения об обязательствах по условиям доступа на российский страховой рынок иностранных операторов, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к ВТО, носят стратегический характер, большая часть их последствий проявится в долгосрочной перспективе, а по некоторым подсекторам — в среднесрочной.
Страхование, как весьма специфический сектор национальной экономики, оказывающий существенное воздействие на социально-экономическую стабильность общества, входит в круг проблем, напрямую связанных с вопросами экономической безопасности страны. Что также обуславливает особый подход к темпам и глубине либерализации доступа на Российский страховой рынок иностранных операторов. На сегодня российский рынок уже фактически существенно открыт для иностранных операторов.
Ускоренная либерализация доступа может привести к доминированию иностранных операторов на отдельных сегментах страхового рынка либо на всем рынке. Это, в свою очередь, порождает следующие проблемы:
— снижение капитализации всей отрасли за счет «переключения» большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование. В итоге, «национальный» уровень страховой защиты может выродиться полностью;
— увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (по каналам перестрахования и инвестирования). Особое значение имеет инвестирование страховых резервов по долгосрочному страхованию жизни граждан и пенсионному страхованию;
— потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами, сформированными из взносов населения и юридических лиц, даже при условии размещения этих резервов внутри страны происхождения («потеря национальности внутренних инвестиций») Соответствующий финансовый поток в развитых странах составляет около 10% ВВП, а управляющие им иностранные страховщики могут оказывать существенное влияние на социально-экономическую политику целых государств;
— доминирующее иностранное участие на страховом рынке или в отдельных его сегментах ограничивает возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике (пенсионное страхование, медицинское страхование и т.п.);
— экспансия крупных иностранных страховщиков зачастую сопровождается ценовым демпингом, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять. Это подрывает его устойчивость и создает условия для возникновения монопольного положения иностранного страховщика в отдельных секторах;
— повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;
— сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего — высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.
Несмотря на высокие темпы развития в последние годы, российский страховой рынок в целом невелик по наиболее существенным своим параметрам — доле отрасли в ВВП страны (51 место в мире), уровню спроса, объемам операций, даже в сравнении с развивающимися рынками стран Восточной Европы. Основная причина — отсутствие платежеспособного спроса на страховые услуги вследствие низкого уровня жизни населения, низкой платежеспособности большинства предприятий и отраслей экономики. Негативное влияние оказывают и такие факторы, как неустойчивость денежно-кредитной, валютной и налоговой политики, отсутствие реальных правовых и экономических стимулов для развития страхования.
Требуется реализация законодательных мер по стимулированию страховой отрасли и ее подготовке к очередному этапу либерализации. Первоочередное внимание должно быть уделено стимулированию страхования физических лиц и обеспечению государственного контроля над существенными финансовыми инвестиционными потоками, возникающими в результате развития этого сегмента рынка. В частности, необходимыми мерами по развитию рынка страхования жизни являются:
— формирование адекватного режима налогообложения операций по страхованию жизни и пенсионному страхованию;
— внедрение системы гарантий по долгосрочному страхованию жизни, в том числе по добровольному пенсионному страхованию;
— реализация массовых видов обязательного страхования, введение которых неоднократно предусматривалось планами Правительства РФ;
— выпуск специальных инвестиционных инструментов под размещение долгосрочных страховых резервов;
— ограничение перестрахования и инвестирования за рубежом средств, аккумулированных по долгосрочному страхованию жизни.
В этой связи, при принятии решений об устранении некоторых ограничений по прямому доступу иностранных страховых компаний на внутренний Российский страховой рынок следует исходить из потребностей национальной экономики в контроле за потоками средств по страхованию и перестрахованию, а также возможности в известной перспективе выхода российских страховых компаний на рынки других стран.
Условия доступа на российский страховой рынок, которые существуют на настоящий момент, в целом отражают реальное состояние страхового рынка и возможности по международному сотрудничеству.
Сохранение в ближайшей перспективе ряда ограничительных мер, по мнению страхового сообщества, будет способствовать ускоренному развитию национального страхового предпринимательства. К числу наиболее существенных мер следует отнести:
— запрет трансграничных операций по прямому страхованию (за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации);
— ограничение по страхованию жизни, обязательному страхованию и обязательному государственному страхованию, имущественному страхованию, связанному с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхованию имущественных интересов государственных и муниципальных организаций для компаний с преобладающим иностранным участием;
— размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций;
— ограничение права на открытие филиалов на территории РФ или участия в дочерних страховых организациях для компаний с преимущественным иностранным участием.
Часть из закрепленных действующим законодательством ограничений может быть поэтапно снята по мере развития соответствующих сегментов рынка. Направления дальнейшей либерализации российского страхового рынка должны увязываться с осуществлением соответствующих упреждающих стимулирующих мер, а ее темпы — со сроками, необходимыми для получения реального эффекта от этих мер.
При целенаправленной государственной поддержке и стимулировании развития страхования можно ожидать выхода российского страхового рынка через 8-10 лет на уровень, соответствующий современному уровню стран Восточной Европы. В течение этого периода возможно проведение поэтапной либерализации условий доступа на российский страховой рынок иностранных участников. При этом российское страховое сообщество должно быть заблаговременно информировано о любых изменениях условий переговорных позиций, а процедура принятия соответствующих решений должна носить максимально открытый характер.
Всероссийский Союз Страховщиков готов к конструктивному сотрудничеству с органами исполнительной власти по выработке и реализации мер по присоединению к ВТО в области страховых услуг.
С уважением, Президент Всероссийского Союза Страховщиков А.П. Коваль (на правах рекламы)
Вся пресса за 15 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, 20 лет ВСС
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 июня 2025 г.

|
|
Forbes, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить AerCap $1 млрд за «застрявшие» в России самолеты

|
|
РБК (RBC.ru), 11 июня 2025 г.
Лондон раскрыл, кто покроет убытки за оставшиеся в России самолеты

|
|
ТАСС, 11 июня 2025 г.
Страховщиков обязали выплатить более $1 мрлд владельцу застрявших в РФ самолетов

|
|
ПРАЙМ, 11 июня 2025 г.
Российские страховщики показали лучшие финансовые результаты за пять лет

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Строительное страхование: эксперты призывают сохранить технический андеррайтинг на фоне смягчения рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Pool Re адаптирует страхование от терроризма на фоне снижения спроса в Великобритании

|
|
Новые Известия, 11 июня 2025 г.
Илья Баланин: ФОМС увеличивает бюджет на бесплатное лечение и профилактику россиян

|
|
Новости Липецка, 11 июня 2025 г.
Липчане застраховали свои жизни и имущество почти на 1,8 млрд рублей

|
|
korins.ru, 11 июня 2025 г.
Россияне стали чаще страховать домашних питомцев

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
SFDR должен оставаться инструментом прозрачности, а не превращаться в маркировку продуктов

|
|
Комсомольская правда, 11 июня 2025 г.
Курс европротокола вырос: лимит выплат увеличат вдвое

|
|
СенатИнформ, 11 июня 2025 г.
Медпомощь в рамках полиса ОМС доступна во время отпуска по всей России

|
|
Business FM Новосибирск, 11 июня 2025 г.
ОСАГО: Новосибирская область заняла 4-е место в антирейтинге по страховым случаям

|
|
Закон.ру, 11 июня 2025 г.
За грубую неосторожность ответит страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2025 г.
Смягчение страхового рынка Великобритании: тенденции и риски на 2025 год

|
|
Адвокатская газета, 11 июня 2025 г.
ВС усмотрел тождественность исков в деле о взыскании страхового возмещения

|
|
Медвестник, 11 июня 2025 г.
Минздрав разработал для страховщиков правила консультирования по претензиям пациентов

|
 Остальные материалы за 11 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|